Для рассмотрения обращения о выходе из строя бытовой техники необходимо обращаться в энергосбытовую организацию, с которой у потребителя заключен договор энергоснабжения.
Информацию о наименовании, реквизитах и контактах энергосбытовой организации, как правило, можно найти на квитанциях оплаты электроэнергии. Так же информацию об энергосбытовых компаниях, работающих в регионе, можно получить обратившись на прямую линию энергетиков по телефону 8-800-220-0-220 или короткому номеру 13-50.
Пакет документации, необходимой для рассмотрения жалобы, связанной с компенсацией материального ущерба, должен содержать:
После проведения служебного расследования потребителю будет направлен официальный ответ. На основании положительного решения о правомерности претензии и проведенной оценке реального ущерба компания организует проведение оплаты соответствующей компенсации в порядке, предусмотренном действующим договором.
Характер необходимых действий будет различен в зависимости от характера нарушения энергоснабжения.
Если нет света в доме – необходимо обратиться на круглосуточную горячую линию по телефону 8-800-220-0-220 или сообщить об отключении через мобильное приложение «Есть Свет!», а также воспользоваться интерактивными сервисами на сайте компании www.mrsk-1.ru:
Если нет света в квартире – потребителю следует обратиться в организацию (управляющую компанию), которая обслуживает данный объект (дом) или в аварийную службу.
С указанным вопросом можно направить обращение в электронном виде на Портал ТП.РФ (https://портал-тп.рф/platform/portal/tehprisEE_portal), а также обратиться в Контакт-Центр по номеру телефона 8-800-220-0-220, независимо от территориальной (региональной) принадлежности обратившегося.
Заявка будет принята. Сотрудниками сетевой организации будет проведен анализ поступившего обращения, по результатам будет подготовлен ответ (не более 30 календарных дней с момента поступления обращения).
Коммерческий – непосредственно для расчета за потребленную электроэнергию. Существует автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учёта электроэнергии (АИИС КУЭ, АСКУЭ) — совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках в электросетях.
Технический – для контроля за потреблением электроэнергии. Существуют автоматизированные информационно-измерительные системы технического учёта электроэнергии (АСТУЭ) предназначены для организации учёта электроэнергии внутри производственного предприятия. Основными задачами АСТУЭ являются:
Системы технического учёта электроэнергии (АСТУЭ) не подлежат государственному метрологическому надзору.
Основополагающими нормативными документами по вопросу расчетов за поставленную в многоквартирные жилые дома электрическую энергию, в том числе приходящуюся на общедомовые нужды, являются:
Гражданский кодекс РФ;
Жилищный кодекс РФ (далее – ЖК РФ);
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124;
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с данными прибора учета. Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности (ст. 158 ЖК РФ).
Ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гласит о том, что «производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов».
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.
Общее количество электроэнергии, поступающее через входное распределительное устройство во внутридомовые сети дома, фиксируется общедомовым прибором учета, а затем поступает в квартиры и места общего пользования. Электрическая энергия, поступившая в квартиру, измеряется индивидуальными приборами учета.
Вся остальная энергия расходуется для работы приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 в состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Исполнитель коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖСК) самостоятельно или с привлечением других лиц должен обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю (пункт 31 «в» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).
Обязанность съема показаний общедомового прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и занесением в журнал учета возложена на исполнителя коммунальных услуг.
С 1 сентября 2012 г., согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), объем электроэнергии, приходящийся на ОДН, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.
Расчет расходов общедомовых нужд (pdf, 140Kb)
Оплата на основании показаний прибора учета – самый достоверный способ расчета за израсходованную электроэнергию, но при определенных условиях. Что влияет на объем расхода электроэнергии?
Во-первых, наличие в доме магазинов или иных коммерческих организаций. Предприниматели, чьи офисы находятся в жилых домах, могут быть недобросовестными потребителями электроэнергии. Они устанавливают на домах световые вывески, рекламу, а каким образом они подключены?
Во-вторых, типичный пример: киоски, хозяева которых присоединяют свои провода напрямую к энергосистеме находящегося неподалеку жилого дома. В результате общедомовой счетчик учитывает расходы коммерческих структур, а оплачивают эти расходы, как правило, жители. Что нужно делать в такой ситуации? Организация, уполномоченная собственниками (управляющая компания, правление ТСЖ или ЖСК), должна провести инвентаризацию общедомового электрооборудования и выяснить схемы подключения коммерческих структур.
Только после наведения порядка в электросетях своего дома собственники могут быть уверены, в том что они оплачивают фактически израсходованную электроэнергию. Ниже приведено несколько способов сокращения объема потребления эклектической энергии в местах общего пользования:
Причина |
Что необходимо делать? |
Отсутствие контроля над энергооборудованием, т.е. лампочки в подъездах, подвалах, над подъездами горят круглосуточно |
1. Включать и выключать лампочки по необходимости. 2. Установить датчики, реагирующие на движение. 3. Установить энергосберегающие лампы |
Высокий процент износа внутридомовых сетей. Проводке в большинстве многоквартирных домов - по нескольку десятков лет, она не рассчитана на современные мощности. Древние алюминиевые скрутки греются, и, как говорят специалисты, приносят колоссальные потери |
Обратиться в управляющую компанию, у которой на обслуживании находится электросетевое оборудование вашего дома, с требованием о ремонте внутридомовых сетей |
Незаконные подключения к внутридомовым сетям магазинов, парикмахерских, автостоянок, наружной рекламы |
Сообщить в филиал ПАО «МРСК Центра» о «нежеланных» соседях или по телефону прямой линии энергетиков 8-800-50-50-115 (звонок бесплатный). Также вы можете обратиться в органы УВД или к своему участковому инспектору |
Жильцы обеспечивают электроснабжение гаражей или дворовых построек, подключившись к внутридомовой электросети (кабели ведут к постройкам через окна) |
Сообщить в филиал ПАО «МРСК Центра» или по телефону прямой линии энергетиков 8-800-50-50-115 (звонок бесплатный) или участковому инспектору о несанкционированном подключении объекта. |
Квартиры некоторых жильцов отключены от электроснабжения за неуплату. Но они вместо того, чтобы выплатить долг, подключились к внутридомовым сетям самостоятельно. Если не выявить виновного, все это потребление будет распределено между жильцами дома. |
1. Сообщить в филиал ПАО «МРСК Центра» или по телефону прямой линии энергетиков 8-800-50-50-115 (звонок бесплатный). 2. Вызвать электрика из управляющей компании для того, чтобы он отключил неплательщика. 3. Установить замок на электрощитовой шкаф. Ключи выдавать только ответственному по дому или электрику с управляющей компании |
Отсутствуют индивидуальные приборы учета в некоторых квартирах. Часто жильцы, которые платят за электроэнергию по нормативу, потребляют значительно больше, и эту разницу придется оплатить соседям |
Установить индивидуальные приборы учета |
Ограничение режима потребления электрической энергии осуществляется по основаниям и в порядке, установленном Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.
Ограничение режима потребления электрической энергии вводится в том числе при нарушении своих обязательств потребителем, выразившееся в следующем:
Порядок ограничения режима потребления электрической энергии установлен Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 № 442 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
Для граждан-потребителей, проживающих в индивидуальных жилых домах, не обслуживаемых УК, ТСЖ, ЖСК и т.п.
Полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю в случае наступления предусмотренных действующим законодательством и договором энергоснабжения обстоятельств.
Частичное ограничение режима потребления производится:
Ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем-гражданином своих обязательств вводится в следующем порядке:
а) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за два расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок;
б) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за три расчетных периода вводится полное ограничение режима потребления. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления;
в) если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети.
Подача электрической энергии возобновляется потребителю после уплаты задолженности в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования о погашении (оплате) задолженности или в случае представления потребителем документов, свидетельствующих об отсутствии у него задолженности.
Для граждан-потребителей, проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, обслуживаемых УК, ТСЖ, ЖСК и т.п.
При ограничении предоставления коммунальной услуги временно уменьшается объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса и (или) вводится график предоставления коммунальной услуги в течение суток.
При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.
Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги по электроснабжению гражданам - потребителям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется:
без предварительного уведомления потребителя в случае:
а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется электроснабжение, также с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;
б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий, с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;
в) выявления факта несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, с момента выявления несанкционированного подключения;
г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, с момента выявления нарушения;
д) предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного осуществлять государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа;
с предварительным уведомлением потребителя в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя;
б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму трех месячных размеров оплаты коммунальной услуги, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги.
В случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, ограничение или приостановление предоставления ему коммунальной услуги производится в следующем порядке:
а) потребителю-должнику в письменной форме направляется предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 30 дней со дня передачи потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доводится до сведения потребителя путем вручения ему под расписку или направления по почте заказным письмом (с описью вложения);
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока, при наличии технической возможности вводится ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку;
в) при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом «б» либо при непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги приостанавливается предоставление такой коммунальной услуги, с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.
Предоставление коммунальной услуги возобновляется в течение двух календарных дней со дня устранения причин, указанных в настоящем пункте, в том числе со дня полного погашения задолженности или заключения соглашения о порядке погашения задолженности.